Население и политика Гаити

Жизнь людей на Гаити

Население

Общая численность населения страны оценивается в 8,3 млн. человек. Однако эта цифра приблизительна, поскольку количество гаитянских граждан, ежегодно эмигрирующих из страны, оценивается, по разным источникам, от 12 тыс. до 260 тыс. человек (приблизительно каждый шестой гаитянин проживает за пределами страны).

Около 90% населения составляют потомки негритянских рабов, вывезенных в XVII-XIX вв. из африканских стран для работы на плантациях. Еще около 9% населения - мулаты, а оставшаяся доля равномерно распределена между выходцами с европейского материка и с Ближнего Востока. Гаити - наиболее плотно населенная страна в западном полушарии (плотность населения оценивается в 293 человека на кв. км). Более 97% население проживает в городах, а также в прилегающих к ним равнинных районах.

Политическое состояние

Гаити является бывшей колонией Франции. Это первая латиноамериканская страна, завоевавшая независимость (1 января 1804 год) и вторая среди стран Америки (после США). В настоящее время политическое и государственное состояние Республики Гаити определяется переходным периодом от диктатуры фашистского толка к демократической форме правления.

Глава государства - президент, избираемый всеобщим прямым тайным голосованием сроком на 5 лет (только на один срок). Президент имеет довольно ограниченный круг полномочий, в который входит представительская деятельность, гарантии конституционных свобод и формирование общеполитического курса. Все остальные сферы его деятельность находятся под контролем парламента страны.

Исполнительная власть принадлежит президенту и правительству, возглавляемому премьер-министром (назначается президентом по согласованию с Национальной ассамблеей). Члены кабинета выдвигаются премьер-министром по согласованию с президентом и парламентом.

Законодательная власть осуществляется двухпалатной Национальной ассамблеей, состоящей из сената и палаты депутатов. Сенат состоит из 30 сенаторов, избираемых, номинально, сроком на 6 лет. Однако в формировании этого органа власти здесь используется довольно редкая схема - по результатам выборов в округах кандидат, занявший первое место, избирается сроком на 6 лет, занявший второе место - на 4 года и кандидат, занявший третье место - на 2 года. Палата депутатов состоит из 99 членов, избираемых сроком на 4 года.

Административно страна разделена на 10 департаментов, которые, в свою очередь, делятся на округа (arrondissement) и общины (commune).

Язык на Гаити

Государственные языки - французский и креольский. Несмотря на свой государственный статус, французский язык, как таковой, распространен только в сфере государственного делопроизводства и в различных внешнеполитических или торговых ведомствах. Его повсеместно преподают в школах, однако реально владеет им не более 10-15% жителей страны, в основном - мулаты.

Основная часть населения говорит на гаитянском креольском языке ("крейоль-айисьен"), который сформировался на основе французского языка с многочисленными заимствованиями из африканских наречий, а также английского, испанского и индейского языков. Многие жители страны, особенно - работающие в туризме или торговле, также свободно говорят по-английски или по-испански.

Религия в Гаити

Около 80% населения страны - католики, до 16% - протестанты. Однако, по неофициальной статистике, до 70% гаитян наряду с христианскими догматами также практикуют "вуду" - пантеистический афро-христианский синкретический культ.

Кухня Гаити

Традиционная кухня Гаити представляет собой буйное сочетание европейских, африканских и карибских традиций с использованием местных продуктов. Основой всех местных блюд является французская кухня, с которой комбинируются различные креольские и африканские рецепты, что придает местным блюдам довольно интересные вкусовые качества. Поскольку Гаити имеет очень ограниченные сельхозугодья (не более 26% площади страны способны давать урожай, причем более двух третей этой площади требует интенсивного земледелия), страна импортирует до 87% продовольствия из других стран. В результате продукты питания здесь недешевы, а с учетом того, что среднегодовой доход многих гаитян не превышает $100, не стоит ожидать в местных блюдах большого количества мяса, рыбы или яиц. Главные элементы повседневной гаитянской пищи: различные зерновые, бобы, маниок, просо, рис и местные плоды и овощи. И при всем при этом местная кулинария занимает одно из ведущих мест в Карибском регионе, поскольку гаитянские повара умело сочетают не сочетаемые на первый взгляд продукты, придавая изысканность даже самым непритязательным рецептам.

Национальная еда

Очень распространены блюда из свинины, хотя после печально известной эпидемии свиной лихорадки в конце 1970-ых почти все поголовье свиней на острове было уничтожено, а место свиного мяса и сала на местном столе заняла курица и индейка. Типичные местные блюда: "ла-бандера" (жареное или отварное мясо с рисом, фасолью, овощами и жареными бананами), "грильо" (маринованная и зажареная свинина с соусом "ти-матис") более тридцати видов, цесарка с кислым оранжевым соусом и рисом, "санкочо" (различные сорта мяса, приготовленные на бульоне с овощами), тушеная по-гаитянски говядина с перцем и помидорами, фрикадельки "булетт", жареная с баклажанами говядина "обернье-а-ля-хаитьенн", "тассо-де-денд" (копченая индейка), "кабри" (жареная козлятина), "пуль-сос" (цыпленок в кисло-сладком соусе) и другие.

К мясному блюду обычно подают рис ("риз"), горох ("пюи"), рис с грибами ("дири-эт-жонжон"), рис с бобами ("дири-ак-пуа"), жареные бананы "тостонес", всевозможные зерновые каши ("майи-муле") и различные овощи (окра, баклажан, помидоры и т. д.). Зачастую отдельно подают сыр или оливки. Многие блюда сопровождаются сладким бататом, которым заменяют хлеб, огромным количеством острого перца, хлебом из маниоки "кассава" и различными соусами, среди которых наиболее популярны "ти-мали" (соус из лимона, кислого апельсина, перца чили, лука, трав и специй) и "пиме-оссо" (горячий соус из перца и специй). Традиционными блюдами для завтрака являются "мангу" (пюре из лесных бананов) и различные пресные лепешки. В многочисленных пекарнях всегда можно купить свежайший французский хлеб или круассаны, а также типичные креольские лепешки или пироги с мясом.

Высоко ценится рыба ("пуасон") - ее маринуют в лимонном соке, а затем варят, тушат или жарят на ветвях лавра и стеблях укропа. Стоит попробовать жареную рыбу с кокосовым орехом, жареную треску "акра-де-морю", копченую сельдь с авокой (вид груши), "ламби" (ракушки), "лангуст-фламбе" (местный омар), всевозможные виды жареного на углях морского окуня, акулы, рыбы-меч и так далее. К рыбным блюдам подается рис, различные овощи и отваренная в рыбном бульоне молодая кукуруза с зеленью.

Большое разнообразие микроклиматов, встречающихся на территории страны, приводит к широкому ассортименту различных плодов и овощей на местном столе. Тропические плоды вроде ананасов, манго, апельсинов и грейпфрута в изобилии встречаются по всей стране, поэтому из них готовят множество колоритных блюд. К наиболее характерным относятся пирог с манго, кокосовое мороженое, "пиньонате" (десерт из молока и кокосов), сладкий картофельный пудинг с различными джемами, "дири-ак" (десерт из сладкого молока и риса), "бейен" (жареные бананы с различными добавками), "пейн-патате" (сладкий картофельный хлеб), "лабюи-баннан" (банановые сливки) и десятки других блюд.

Напитки

Наиболее популярный безалкогольный напиток в стране - обычная пресная вода. В качестве питьевой обычно рекомендуется использовать минеральную или очищенную воду в бутылках, сами же гаитянцы с удовольствием потребляют любую чистую воду, просто добавив в неё кубик льда или сок сахарного тростника, получая популярный напиток "клэйрин". Еще один типичный гаитянский напиток - "крюмассе", или "кремассе", приготовляемый из сгущенного и кокосового молока и белого рома.

Спиртные напитки Гаити также широко известны. Здесь варят первоклассный ром, идущий почти во все местные коктейли, различные ликеры (в первую очередь кофейный, ванильный и какао) и пиво "Престиж" (качество его спорно, но в стране варят около 40 его видов, так что в любом случае выбор есть). Самый распространенный аперитив здесь - ром с кока-колой или газировкой, а лучшим в стране считается ром Barbancourt, который варится на самом старом предприятии Гаити. Французское вино доступно в лучших ресторанах страны.

Обычаи и традиции Гаити

Гаитянская культура представляет собой сложнейший сплав из десятков традиций и обычаев разных народов планеты. Креольская культура, ярким представителем которой и является Гаити, считается ярким сочетанием французских и африканских влияний.

Сельское общество обычно концентрируется вокруг фермерских хозяйств, которые арендуют землю или, что гораздо реже, имеют её в частной собственности. Здесь выращивают бобовые, сладкий картофель и зерновые культуры, используя при этом трудоемкие технологии ручной уборки и мотыги. В итоге производительность такого труда невысока, а, следовательно, он не дает высоких доходов, позволяющих прокормиться немаленьким местным семьям. Гаитянский термин "лаку" обозначает обычно как саму семью или её членов, так и группу зданий, в которых живут члены одного семейства или клана. Члены "лаку" по большей части работали вместе и поддерживали друг друга в повседневной жизни. В последнее время здесь явно прослеживается тенденция к уменьшению размеров семьи (большинство гаитянских семейств в наши дни состоит только из родителей и их детей), а роль "лаку" все более уменьшается, оставаясь значимой лишь в политике и отношениях между жителями различных географических или социальных групп.

В сельских районах мужчины по большей части отвечают за тяжелую работу в сельском хозяйстве, а женщины следят за домашним хозяйством и собирают плоды, чтобы продать на местных рынках. Гаитянские женщины вообще работают заметно больше, чем женщины близлежащих стран, процент работающих женщин здесь считается одним из наиболее высоких в развивающихся странах. Бедные сельские семейства также привлекают к работе на фермах детей. Нередко нужда заставляет посылать детей на работу и в качестве прислуги в более богатые семьи. Поскольку гаитянское население увеличивается быстро, а безработица колоссальна (по некоторым оценкам около 65% трудоспособного населения), средств к существованию не имеет почти половина населения страны.

Среди бедных семей практикуется специфическая местная форма отношения между мужчиной и женщиной, которые живут вместе, - "пласа". Это сложное понятие подразумевает что-то вроде формы брака, в котором между мужчиной и женщиной заключается соглашение об условиях использования финансов, об их принадлежности и количестве отчислений на общее хозяйство, а также о разделении работ и прочих нюансах совместной жизни. Эта договоренность не признается законным браком ни правительством, ни церковью, однако очень распространена по всей стране.

Большинство гаитянских семейств проживает в маленьких домах с одной или двумя комнатами без электричества или водопровода, полагаясь на энергоносители вроде древесного угля. Всех радостей здесь - общественные работы, которые здесь именуют "комби", музыка и различные игры, вроде популярнейшего футбола или крик-крака. И в то же время тяжелая жизнь и бедность большинства местных жителей не являются чем-то вычурным, бросающимся в глаза, а сами гаитяне редко превращают это в фетиш, явно надеясь на лучшие времена. Возможно, им помогает справиться с невзгодами знаменитое чувство юмора, столь свойственное всем слоям населения Гаити.

Много молодых людей покидают сельскую местность в надежде на лучшую долю в городах, перебираясь в Порт-о-Пренс или Кап-Аитьен, однако большинство из них заканчивают свою жизнь в трущобах, вроде Ситу-Солье, где более 200 тыс. человек живут в сколоченных буквально из мусора домах-будках посреди осушенного болота, на площади в 5 кв. км. Полное отсутствие удобств и какой-либо инфраструктуры здесь столь же очевидны, как и открытые сточные канавы или полное отсутствие полиции. И чаще всего над обширными районами трущоб, в холмах, где температура ниже, а ветра более регулярны, проживает более состоятельная часть гаитянского общества (около 1% населения Гаити, главным образом мулаты, управляет 44% национального дохода страны). Именно такие кварталы, вроде живого и вечно шумящего столичного Петионвилля, насыщенные первоклассными ресторанами и блестящими торговыми центрами, обычно и демонстрируют туристам. А "слоеный пирог" настоящих кварталов, где прибрежные районы заняты вечно шумящими портами, а по окраинам теснятся кварталы бедноты, редко попадают в путеводители. Однако именно здесь бьется сердце настоящей Гаити - страны, только начинающей осознавать свое место в быстро меняющемся современном мире.

Гаитянское общество достаточно четко структурировано по расовому признаку. Чернокожие потомки африканских невольников (приблизительно 95% населения страны) заняты по большей части в сельском хозяйстве и на тяжелых работах. Мулаты и выходцы из Европы (приблизительно 5% населения) обычно занимают ключевые посты в правительстве и госструктурах, составляют подавляющее большинство в армии и системе образования и здравоохранения. Глубокие и ожесточенные разногласия между чернокожими жителями Гаити и её правящей верхушкой (нередко они запросто менялись местами на политическом Олимпе) неоднократно вызывали социальные взрывы, они же спровоцировали и многочисленные политические кризисы, вроде формирования жестокой диктатуры семейства Дювалье и появления "опричнины" тонтон-макутов. Но эти же предпосылки дали гаитянским женщинам избирательное право, а самой стране - некое подобие демократических институтов.

Большинство мулатов говорит на французском, являющемся языком высшего образования и больших возможностей в выборе работы, в то время как подавляющее большинство гаитян говорит только по-креольски. Эта двухъярусная социальная система является, возможно, самым большим барьером в развитии местного общества, однако до сих пор поддерживается всеми политическими группами страны.

Гаити - один из истоков культа вуду (в буквальном переводе - "колдовство"), представляющего собой пантеистическую африканскую религию, подобную культам народа йоруба, привнесенную в Новый свет африканскими рабами и позже слившуюся с католическими догматами. После того, как миссионеры убедили рабов принять христианство, некоторые католические святые приобрели ряд черт, свойственных африканским божествам и духам (рабы были вынуждены маскировать своих традиционных богов под христианских святых). Отсюда и проистекает многообразие божеств в гаитянском вуду. К наиболее почитаемым относятся Легба (божество, связывающее мир живых и мир духов), Агву (защитник моря и людей, покровитель рыбаков и мореплавателей), Огун или Огоун (бог войны), Дамбалла-Вудо (повелитель рек и небес), Эрзулие (богиня любви) и Барон-Самеди (бог смерти и защитник могилы). При этом боги здесь не являются недоступными небожителями, а являются вполне равноправными участниками жизни на Земле, вселяясь в человека или другие объекты окружающего мира, или, направляя те или иные процессы. Причем человек при помощи различных церемоний и магических практик сам может стать божеством, что явно импонировало невольникам прошлого. Роль жреца "унгана" может взять на себя практически каждый, нужно лишь уметь общаться с духами, гадать несколькими способами и знать все тонкости местного церемониала. Но обычно жрецы ответственны и за сохранение этических норм, обучение подрастающего поколения, расширение паствы и где-то даже выступают в роли судей или глав общин.

В наши дни множество главных церемоний вуду совпадают с католическими праздниками, а большинство людей, которые исповедует вуду, не видит противоречий между католицизмом и верой своих предков. Некоторые католические церкви даже включили в свои церемонии древние народные традиции вроде музыки тамтамов или древние танцевальные обряды. Однако протестантские храмы все еще активно выступают против вуду.

Практически все события местной жизни сопровождаются различными ритуалами в честь "луа" или "лва" ("дух"). Особые ритуалы посвящаются любому удачному событию в жизни человека или общины, дням рождения или смерти, различным календарным событиям или началу какой-то деятельности (выход в море, жатва, свадьба и т.д.). Некоторые церемонии призывают различных духов для обеспечения их покровительства, излечения от болезни или просто "отмены" какого-то неудачного события. Обязательными в таких ритуалах являются танцы и ритмичная музыка с привлечением специальных барабанов, различные обряды с продуктами питания, куклами и травами, а также, в ряде случаев, даже жертвоприношения животных. Часто просьбы к божествам облекаются в форму "веве" - подобие желаемого, изготовленное из теста, дерева или глины, которое преподносится определенному божеству. Еще одной формой обращения к богам является изготовление красочных полотнищ, на которых в аллегорической форме отражаются просьбы людей. Такие "флаги", которые расписываются с особым изяществом и стилем, во всем мире считаются самой красивой формой народного гаитянского искусства народа и даже служат предметами коллекционирования. Отсюда же берут вдохновение и знаменитые гаитянские художники, чья живопись представляет собой богатый визуальный и тематический словарь, часто предоставленный в ярких цветах и чувственных, органических формах, столь присущих культуре вуду. А сами ритуалы вуду, а также связанные с ним музыкальный и танцевальные традиции, давно стали важной частью гаитянской культуры.

Национальным танцем считается "маринке" - близкий родственник доминиканского варианта этого искусства. Также крайне популярны "джуба" и "крабьен", хотя хорошо заметно взаимное влияние гаитянской музыки с такими образцами мировой культуры, как кубинская музыка или американский джаз. Стили "компас", "зук", "регги", "сока" и "калипсо" также имеют немало заимствований из традиционной гаитянской музыкальной культуры. Сами гаитяне немалое свое уважение к музыке и танцам отдают в "бамбоче" - так здесь называют общественные собрания, где танцуют и поют для собственного удовольствия. Гаитяне также нередко используют музыку и пение в качестве подспорья в тяжелой работе, особенно в ходе "комбит" (совместная работа членов семейства или общины над каким-то общим делом). Часто в ходе таких работ специально выделенные члены общины бьют барабаны, поддерживая ритм музыки, а остальные участники работают и поют. Часто по окончании работы разворачивается настоящее танцевально-музыкальное представление, заканчивающееся за полночь.

Несмотря на многочисленные "страшилки", распространяемые в СМИ о нравах и обычаях гаитянцев, это вполне уравновешенные и доброжелательные люди. Многим из них просто нет дела до отличий между местным жителем и иностранцем, между верами и национальностями - гораздо важнее его собственное положение в местной иерархии. В повседневном общении это несколько самоуверенные и общительные люди, чьи интересы упираются в футбол, политику или цены на продукты. Некоторая напряженность заметна лишь при обсуждении уровня достатка (болезненная тема для многих гаитянцев) или взаимоотношений между креолами и чернокожими. Во всех остальных случаях это простой и улыбчивый народ, относящийся к иностранцам с должным уважением, но требующий этого же и от гостей своей страны.

Отношение к одежде здесь довольно традиционно для стран Карибского моря. Повседневная одежда приемлема в большинстве мест днем, но совершенно недопустима вечером и на официальных мероприятиях. Пляжная одежда, к которой здесь относят топики и шорты, недопустима за пределами самих пляжей. Для посещения почти всех отелей и ресторанов потребуется легкий костюм (днем) или строгое вечернее платье (после захода солнца) - во многие заведения без длинного платья или более-менее строгого костюма просто не пустят. Сами гаитянцы любят наряжаться к церковной службе или к каким-то общественным мероприятиям, в повседневной жизни обходясь одеждой самых невообразимых фасонов и стилей, начиная с шорт из обрезанных брюк и шлепанцев из старых покрышек и заканчивая цветистыми платьями с многочисленными воланами и рюшами, как будто пришедшими из романов Марка Твена.

 
 
© ООО "Нью Турс", г. Тамбов, 2009–2014